среда05 февраля 2025
nbn.in.ua

«Я полагал, что мы погибли». Бортпроводник, выживший в авиакатастрофе в Актау, поделился подробностями трагического инцидента.

Стюардесса авиакомпании «Азербайджанские авиалинии», которая выжила в результате авиакатастрофы 25 декабря недалеко от казахстанского города Актау, поделилась своими воспоминаниями о том, что происходило на борту после удара и до момента падения.
«Я полагал, что мы погибли». Бортпроводник, выживший в авиакатастрофе в Актау, поделился подробностями трагического инцидента.
Уцелевший бортпроводник Зульфугар Асадов

Зульфугар Асадов поделился информацией с APA TV, как приводит Media.Az.

Он отметил, что во время рейса в Грозный возникла внештатная ситуация на борту самолета еще до аварийной посадки. При заходе на посадку экипаж заметил, что аэропорт окутан «очень густым туманом».

Капитан начал снижение, однако из-за плохой видимости три попытки посадить самолет оказались неудачными.

После этого было принято решение направиться в ближайший аэропорт. «Но в этот момент мы услышали странный звук извне самолета. Я сразу вышел в салон вместе с коллегой Айдан Рагимли. Мы заметили, что среди пассажиров началась паника», — вспомнил Асадов.

Пассажиров начали успокаивать и просили пристегнуть ремни. «В этот момент я получил порез руки из-за удара, произошедшего с внешней стороны самолета, и перевязал руку, затянув туже. Айдан мне помогла. Мы продолжили полет. Я сказал, чтобы Айдан вернулась на свое место, а я занял свое. После этого командир экипажа решил изменить место высадки с водной поверхности на сушу», — рассказал мужчина.

Он пояснил, что командир был вынужден совершить экстренную посадку, так как произошла неисправность в работе двигателя самолета. Это было бы опасно делать на воде: самолет мог бы разорваться на части. Как отметил бортпроводник, экипаж и пассажиры действовали в соответствии с инструкциями.

Асадов опроверг информацию от некоторых российских СМИ о том, что во время полета взорвался газовый баллон: «Это неправда. Если бы что-то случилось с кислородным баллоном, то самолет разорвало бы на части. Информация о том, что на борт пронесли газовый баллон, тоже не соответствует действительности. […] Эта трагическая ситуация возникла из-за внешнего воздействия на самолет».

Если не учитывать время в пути от Баку до Грозного, то, по его словам, в воздухе борт провел около часа. Пилоты старались удерживать самолет на высоте.

По его ощущениям, сначала коснулось земли переднее шасси самолета. Если бы самолет сразу полностью коснулся полосы, возможно, никто бы не выжил, добавил он.

«Когда переднее шасси коснулось земли, самолет разорвался на две части, передняя кабина отлетела. Я был в сознании, несмотря на то, что истекал кровью, но мне было очень трудно дышать. Мы с Айдан лежали у двери, я попытался открыть ее. После того как воздух проник в оставшуюся часть салона, стало легче. Мы начали помогать пассажирам и вместе с ними выбрались из самолета. На выходе нас ждала спасательная бригада», — рассказал он.

Асадов подчеркнул, что не надеялся выжить после падения самолета: «Когда мы упали на землю, я думал, что мы уже мертвы. Потому что была сильная тряска. Как будто все тело трясло. Я не ожидал выжить. Слава Аллаху, я выжил. Жаль, что членам нашего экипажа и другим пассажирам так не повезло. Мы выжили благодаря героизму нашего командира экипажа и второго пилота».

Что произошло с самолетом?

25 декабря самолет Azerbaijan Airlines выполнял рейс из Баку в Грозный (Чеченская Республика). Однако, сменив маршрут несколько раз, он упал вблизи казахстанского Актау. В результате погибли 38 человек на борту.

В росавиации предварительно утверждали, что авария произошла из-за столкновения с птицами. Согласно данным аэропорта Грозного, самолет из-за тумана был перенаправлен в Махачкалу, а оттуда — в Актау. Однако аналитики считают эти версии сомнительными.

Хотя в то утро над регионом действительно был туман, аэропорт Грозного временно закрывали из-за объявления плана «Ковер» в связи с атаками беспилотников. Мониторинговый портал Flightradar24 заявил, что после приближения к району Грозного данные о траектории полета самолета были искажены — вероятно, из-за заглушения сигнала GPS и подмены данных.

Также в соцсетях появились кадры хвостовой части самолета — на обшивке видны следы, похожие на следы от поражения. OSINT-аналитики утверждали, что они напоминают следы от ЗРК «Панцирь». Другие блогеры выражали мнение, что это могли быть повреждения от камней во время падения.

Казахстанские СМИ со ссылкой на управление здравоохранения Мангистауской области сообщали о взрыве на борту. О взрыве также упоминали выжившие после аварии. Полиция возбудила уголовное дело по факту крушения самолета.

В России и Казахстане призывали не спешить с выводами. Между тем, по данным СМИ, предварительное расследование Азербайджана указывает на то, что причиной крушения является российская ракета, которую могли запустить для отражения атак беспилотников. Об этом также заявляет начальник ГУР МОУ Кирилл Буданов.

По данным Reuters, в Азербайджане не утверждают, что самолет сбили умышленно, однако ожидают от российской стороны «признаний».